Ригшот. Избавляемся от шевеленки

21:11, 16 апреля 2017 | мастерSAAKYAN_RU | 7 комментариев | Количество респектов 13
| Пожелания по критике готов к советам

Недавно приобрел новый опыт в работе с ригом. Оказывается точной настройки и калибровки требует не только монитор, но и такая, в общем-то примитивная конструкция, как риг. На быстрых картинках из эксперимента попробую донести идею и примеры результатов. Какой возрастной ценз поставить материалу? Тут нет матершины и обнаженки, но есть соображения, касающиеся предмета ДМ или ТММ. Значит, можно смело ставить +21. ;)))

Основной бич картинок, полученных с ригом - нерезкость. Точнее, шевеленка. Для анализа шевеленку можно разделить на три составляющие. Эти три фактора, накладываясь друг на друга, дают хаос, умножающийся временем экспозиции в несколько секунд.

Первая составляющая шевеленки - вертикальная. Из-за гибкости трубы рига, неровностей дороги и податливости точек крепления (капот или крыша автомобиля) получаем вертикальный смаз. Вариант решения этой проблемы банален. Нужна оттяжка из троса, которая не даст прогибаться трубе под весом камеры. Присоски выгоднее ставить на стекло - в ситуации с ригом стекло можно считать абсолютно жестким. Скорость автомобиля должна быть минимальной, чтобы плавно переезжать неровности. На внедорожниках я подспускаю колеса. Например Деф на портальных мостах ездил на 0,5 атмосферы (в соцсетях есть эта съемка).

Вторая составляющая шевеленки в кадре: труба гнется от продольных ускорений - разгон и торможение автомобиля. Для избавления логично толкать тачку руками или ехать равномерно. С точки зрения конструкции можно добавить два тросика в горизонтальный плоскости. Некоторые фотографы прикрепляют концы тросиков не к трубе, а к автомобилю.

Третий эффект на фотографии выглядит как кручение: края кадра поворачиваются, будто применен рэдиал моушн блюр. Это движение очень неприятное, его характер сложно предсказать, но его можно побороть. На мой взгляд, оно возникает когда массы трубы рига и камеры не уравновешены относительно точек крепления к автомобилю. Процесс возникновения проще всего понять, если представить, как передается усилие на риг от ускоряющегося автомобиля.

1.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

На первом рисунке обычный “любительский” риг с тремя оттяжками, двумя присосками, мэджик-армом и фотоаппаратом. Стрелочки от присосок - силы, заставляющие риг двигаться с машиной, от трубы и камеры - силы инерции. Кроме этого стрелками показал направление кручения (в мудрой книжке сказали бы: “разница сил инерции создает крутящий момент”).

Как это происходит? Присоски в точности повторяют траекторию и ускорение автомобиля. Труба и камера - самые существенные по весу части - сопротивляются любым изменениям скорости и положения силами собственной инерции. Если не уравновесить их массы относительно точек крепления, то более массивный элемент будет отставать от менее массивного. Так возникает кручение. Здесь нужна оговорка: упрощенно считаю, что мы уже обеспечили трубе жесткость по первым двум параметрам (по вертикали и по горизонтали).

Теперь к практике. Кто следит за моими работами, наверняка обратили внимание, что я почти не снимал простой трубой. Так что во многом вам самим нужно будет проверить мои идеи на вашем риге. Мой нынешний риг - жесткая труба большого сечения без оттяжек. 4 х 1,5 метра. Он на ночной картинке с мобильника.

2.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

Что меня побудило активно теоретизировать на тему уравновешенности рига? После съемки Дефендера на портальных мостах, которая получилась эффектной, но очень некачественной, решил переделать крепление рига к струбцинам. Но не изменил расположение грузика, уравновешивающего массу (как я его понимал до недавнего времени).

Результат показан на третьем рисунке. 1,2 - шарики крепления рига; 3 - фотоаппарат; 4 - грузик. Пунктир - ось, проходящая примерно через самые слабые и нежесткие (податливые) элементы конструкции. Вокруг нее пытается повернуться вся конструкция.

3.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

На первой схеме ошибочная настройка. Как видите, дальний шар расположен выше ближнего. Ось проходит через фотоаппарат или даже ниже. При движении, труба рига по инерции отстает от машины. Камера, которая гораздо легче трубы, не может скомпенсировать ее инерцию. Положение усугубляет грузик сверху, оставшийся от прежних настроек. Он очень отдален от оси вращения и увеличивает кручение рига. Первая поездка с такой настройкой дала примерно три нешевеленных изображения из полусотни отснятых кадров. Такой результат я бы назвал случайным.

На второй схеме ситуация после перенастройки нового крепления. Первое, что я сделал - переместил дальний шарик ниже, на одинаковое с ближним расстояние от трубы. Ось вращения стала параллельной трубе. Теперь масса фотоаппарата частично уравновешивает массу трубы. Грузик переместился к фотоаппарату и помогает компенсировать инерцию трубы. Результат - удалось избавиться от большей части шевеленки на снимках.

И еще немножко об ошибках: по каким-то причинам до недавнего времени думал, что нужно компенсировать массу фотоаппарата относительно трубы рига. А систему крепления не учитывал. Именно так получился грузик над трубой. Наверное, на старых бэкстэйджах вы это можете увидеть. Забавно, но инженерное образование без практики позволяет объяснить процесс, но не предугадать его.

4.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

5.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

6.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

7.
rig, rigshot, rigshoot, фотограф саакян, урок, обучение, опыт

Тэги:
rating

Вы не можете оценивать записи, которым больше 7 дней

Проголосовали:

7 комментариев

SAAKYAN_RU SAAKYAN_RU
Москва
23:11, 16 апреля 2017

Парни, если вообще ни чего не понятно - подумаю как переработать в версию 1.2

sfotkai sfotkai
Екатеринбург, Россия
07:24, 17 апреля 2017

Матан! Спасибо, Андрей!

SAAKYAN_RU SAAKYAN_RU
Москва
12:07, 17 апреля 2017

Метан или la putain?

deberdeyev deberdeyev
Пенза, РФ
14:14, 17 апреля 2017

Да здравствует теоретическая механика!
Познавательно!

PAPARAZ-13 PAPARAZ-13
Москва
21:05, 19 апреля 2017

Осталось только добраться до рига)) В “Школу съемки” обязательно)

SAAKYAN_RU SAAKYAN_RU
Москва
03:33, 21 апреля 2017

ПОСТСКРИПТУМ, КОТОРЫЙ Я ДОБАВИЛ В ВЕРСИЮ СТАТИ 1.2 НА ВКОНТАКТЕ:
Ришот из трубы диаметром 50 мм у меня все-таки был и крепился к автомобилю на присосках из строительного магазина. В то время не было большого опыта съемки движения и я не задумывался о компенсации кручения. Актуальным был вопрос нагружености дальней от фотоаппарата присоски. Дело в том, что она с большим усилием отрывается от поверхности крепления. Чтобы как-то загрузить присоску, разместил на нерабочем конце ригшота шесть небольших обрезиненных блинов от гантелей по 1 кг и увесистый болт, что-то типа М24, который их скреплял. Судя по тому, что труба ни разу не съезжала и не отлипала - нагрузка пошла на пользу. Вероятно, кому-то эта информация понадобится в ближайшее время. Теплеет и время съемок с ригом начинается. )))

OZ OZ
Strj
16:24, 18 мая 2017

Я вчера как раз достал свой! Спасибо)

Вы не можете комментировать записи, которым больше 45 дней

 

ДРУЗЬЯ И ПАРТНЕРЫ

Профайл недели

  • гуру L4
  • Ленар Гималетдинов
  • Казань, Россия
  • 33 года

Фотоаппарат: Nikon D600, Sony A6300

Обработка: Photoshop CS6

Стаж: любительский 3 года, профессиональный 2 года

:: прочитать интервью

:: посмотреть все профайлы

Авторы лучших фото 2017
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
...
...
:: лучшее за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 год

Рейтинг Fotostation

Топ 10 фотографов сайта

1

гуру ilyadav1

11822

2

гуру Stan1ey

11543

3

гуру Krestov_S

7026

4

гуру Yakodzun

6325

5

гуру masya

5940

6

гуру avtofoto

5644

7

гуру Adisson

5633

8

гуру 6ec

5384

9

гуру poloz

5064

10

гуру ULAN

4576

Рейтинг PIMP MY PIC

Топ 10 конкурса
17
14
7
13
8
4
8
5
4
8
3
0

5

мастер FBR

7
4
1
6
10
6

7

мастер ser

6
4
7
6
3
0
5
6
13

10

профи kai

5
3
2

Архив постов

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031