Интервью: Steffen Jahn

14:00, 10 марта 2011 | мастерalby | 45 комментариев | Количество респектов 77

Недавно на Фотостанции промелькнула ссылка на фотосессию с Lamborghini Reventon, сделанную немецким фотографом Штеффаном Яном (Steffen Jahn). Некоторые кадры вызвали немало споров и обсуждений. В специальном интервью для нашего сайта Штеффан расскажет о своем творческом видении автофотографии.

География его работ невероятно обширна: от Канады, до Новой Зеландии, а в списке клиентов десятки известнейших компаний, но тем интереснее узнать, что свою фотокарьеру он начал именно у нас в России. Одно время он даже изучал русский язык, так что имейте это в виду, когда будете комментить)). Но обо всем по порядку!

Имя: Штеффан Ян
Место проживания: Штутгарт, Германия
Вебсайт: steffenjahn.com

aventador-01

Штеффан, расскажите, как вы стали автомобильным фотографом.
Это произошло, когда я изучал в школе русский язык, и мы вместе с классом отправились в Москву и Ленинград (как давно это было!). Именно тогда я решил захватить с собой фотокамеру – вот так на свет и появился еще один фотограф. Автомобильным он стал немного позднее, но это не меняет суть дела))

Было ли что-то, что повлияло на формирование вашего личного стиля съемки и как вы вообще можете определить его?
Я думаю, тут больше имеют место мои личностные качества. Я люблю порядок в организационных моментах и в своих мыслях, поэтому мой стиль можно назвать графичным и ясным. При этом я пытаюсь показать не только сам объект, но и причины и чувства, побудившие меня взяться за съемку данного объекта.

upupandaway

img_c130_sj_rs60_009_l

img_c130_sj_rs60_003_l

Какую технику вы используете при работе? Нравится ли вам снимать ригшоты и какую конструкцию рига вы предпочитаете или, может быть, вы снимаете в технике параллельной съемки или даже используете программу Virtual Rig Studio?
Я выбираю оборудование исходя из требований и задач, то есть оборудование способствующее получению лучшего результата для каждого кадра. Я часто применяю параллельную съемку, тогда со мной мой полноформатный Никон. Ригшоты иногда снимаются на средний формат с помощью Phase One 645DF или Linhof, иногда использую также и Виртуальный ригшот. В общем, все зависит от цели и вида съемок.

Недавно на нашем сайте было бурное обсуждение вашей фотосессии с Lamborghini Reventon. Съемка вызвала неоднозначную реакцию. Расскажите, пожалуйста, немного о процессе работы над ней, какие задачи ставились перед вами?
Это была ударная фотосессия, сродни боевой миссии. У меня было всего 24 часа на всю съемку и подготовку к ней. Бриф звучал кратко: приземлившееся НЛО. То есть автомобиль должен всем своим видом показывать свою загадочную и тайную сущность, с намеком на внеземное происхождение. Я решил, что для решения этой задачи будет уместно снимать с помощью светильника с надувной светорассеивающей насадкой Bag-o-Light. Локейшн (съемка производилась в Италии, местечко Сант Агато) был подобран с помощью Google Earth. На подготовку к съемке у меня ушла половина от отведенного времени, так что на сам процесс фотографирования осталось лишь 12 часов, в результате я немного торопился, чтобы успеть отснять все запланированные ракурсы, но итог превзошел мои ожидания!

img_c131_sj_reventon_001_l

img_c131_sj_reventon_004_l

img_c131_sj_reventon_006_l1

img_c131_sj_reventon_007_l

img_c131_sj_reventon_009_l

Кстати, особый резонанс вызвало вот это фото. Почему вы решили сделать здесь нечеткий ригшот?
А это вовсе не ригшот, а параллельная съемка с другого автомобиля. Я лежал в багажнике Кайена, и для того чтобы сделать кадр с максимально низкой точки мне пришлось опустить 645DF почти к земле, так что я не совсем точно контролировал финальный вид, получившегося изображения. Ламборгини, кстати, решили в итоге не использовать этот кадр, но, как они сказали, не по причине его нечеткости, а в виду его «излишней агрессивности».

img_c131_sj_reventon_005_l1

Различаете ли вы автомобили, например, на те, которые приятнее снимать и те, на которых приятнее ездить. Какие автомобили вам нравятся?
У меня очень редко выпадает возможность побывать за рулем снимаемых мной автомобилей – в основном это связано с высокими требованиями к их вождению и особыми условиями страховки. Но, несомненно, оказаться за рулем Lamborghini Aventador куда круче, чем в Golf GTI! Хе-хе))

Вам больше нравится снимать в студии или на открытых природных пространствах?
Я люблю снимать и там и там, даже немного чередовать природу и студийное пространство, чтобы всегда иметь свежее восприятие. Скажем так, я люблю уют и когда под рукой всегда есть моя кофейная машина, но с другой стороны мне слишком нравится путешествовать и быть на одной волне с окружающей меня природной средой.

Можно ли сказать, что на большинстве фото, сделанных на природе, вы одновременно стараетесь раскрывать не только образ автомобиля, но и окружающего его пейзажа? То есть фон выступает не просто второстепенным элементом кадра, а полноправным героем снимка?
Автомобиль и его фон вместе должны образовывать новое содержание и смысл, обеспечить целостное и ясное восприятие происходящего на фото. Может быть, поэтому я крайне не люблю сильно размытые ригшоты, когда никто не может точно сказать, где снят автомобиль, в Тайге или пустыне Мохаве. Фон должен рассказать историю, рассказать вместе с автомобилем. Их нельзя разделять.

img_c127_sj_cls_001_l

img_c127_sj_cls_002_l

img_c127_sj_cls_005_l

Как происходит поиск локации? Это делаете лично вы, или места заранее выбирают другие люди или это чаще всего пожелание заказчика? Насколько вообще велика ваша степень свободы в коммерческой съемке?
В коммерческой фотографии степень свободы крайне мала. Вы почти всегда ограничены строгим и конкретным брифом. Поэтому в основном поиском занимаются нанятые профессиональные локейшн-скауты. Они пытаются найти наиболее оптимально подходящее место под конкретную съемку, максимально учитывая пожелания клиентов. В большинстве случаев моя роль сводится лишь, образно говоря, к «вставке» автомобиля в найденную среду и его последующей правильной экспозиции.

Вы стареетесь снимать все одним кадром или составляете снимок из нескольких кадров? Приходиться использовать технику коллажа, когда авто и фон сняты отдельно в разное время или в разных местах?
Я вырос на кинематографе, поэтому я по прежнему придерживаюсь идеи один человек – один снимок. Я стараюсь, чтобы моя фотография хотя бы на 90% была получена одним кадром. Хотя часто приходиться составлять финальное изображение из 3 ил 4 кадров, например, когда я отдельно снимаю некоторые детали. Это немного, так как, допустим, многие рекламные судии составляют картинку из сотни кадров разных экспозиций. Это ужасает меня!

img_c127_sj_cls_009_l

img_c126_sj_audir8_006_l

img_c126_sj_audir8_007_l

Есть мнение, что классическая рекламная съемка не должны содержать явные следы постобработки изображений, в то же время вы наоборот уделяете данному компоненту довольно большое внимание (например, съемка CLS). Что клиент думает об этом? Это его требование, или ваша личная инициатива?
Сегодня почти невозможно найти профессиональные съемки без постобработки. Степень обработки зависит лишь от того, желает ли клиент видеть зафотошопленную, идеальную до неправдоподобия картинку, или же ему необходимо изображение предельно приближенное к реальности. Из своего опыта могу сказать, что все больше и больше заказчиков предпочитают второй вариант, избегая явного фотошопного ботокса.

Судя по вашим работам, вы отдаете предпочтение снимкам с приглушенными цветами, это просто ваше личное восприятие, или для этого есть еще какие-то причины?
Раньше, во времена расцвета пленок Velvia, я оперировал яркими цветами. Сейчас предпочитаю приглушенные – мне кажется, таким образом на передний план выводится графичность и структура формы. Хотя в целом цвет - это всего лишь тренд, вопрос моды. Так, мой следующий проект будет снят в стиле Sin City, и кто знает какую цветовую схему я выберу в дальнейшем?

cars_002

img_c129_sj_boxster_001_l

Вам приходиться снимать много коммерческих рекламных проектов – остается ли у вас время для съемок, что называется, для себя?
В свободное время я предпочитаю фотографировать своих детей, и не делаю каких-либо имиджевых съемок.

А сколько вообще времени уходит на полноценную съемку одного автомобиля?
Как уже говорилось выше – на съемку Lamborghini Renenton ушло 12 часов. Недавно я работал с Lamborghini Aventador – тут у меня в распоряжении было уже целых восемь дней. Все зависит от брифа и того, на какое время автомобиль будет предоставлен самим производителем.

aventador-011

aventador-02

aventador-03

aventador-04

Во время съемки концептуального Мерседеса F700 была использована реальная техника фризлайта?
Да, это было классическое рисование светом. Я буквально танцевал вокруг машины с почти двухметровой световой палкой Kinoflo с разноцветными гелевыми фильтрами.

Какое значение вы уделяете постобработке снимков? Сколько примерно времени уходит на обработку? Делаете ли вы все сами или к работе привлекаются ретушеры?
У меня есть проверенный постобработчик, которому я поручаю ретушь наиболее важных фотографий. Хотя мне самому нравится это занятие, и я хотел бы ретушировать большинство своих фотографий самостоятельно, правда пока у меня на это нет ни достаточного количества времени, ни должных навыков.

img_c132_sj_studio_010_l

img_c132_sj_studio_011_l

img_c132_sj_studio_009_l

Есть ли у вас ваш самый любимый, или, например, какой-то особо примечательный снимок?
Вновь скажу, что съемка Ревентона была крайне интересной работой, несмотря на определенные трудности и нехватку времени. Потрясающий автомобиль и атмосферные снимки - пожалуй, на сегодня это моя любимая съемка.

Могли бы вы дать какой-нибудь профессиональный совет нашим читателям?
Не стоит слишком сильно углубляться в технические моменты. Постарайтесь создать стиль и уловить настроение, соответствующее автомобилю. Попробуйте рассказать историю, продумайте концепцию вначале, перед съемкой. Не надо ограничивать себя просто красивыми картинками.

Желаю удачи!

cars_004

cars_003

img_c126_sj_audir8_012_l

img_c126_sj_audir8_004_l

img_c132_sj_studio_013_l

img_c132_sj_studio_004_l

img_c132_sj_studio_005_l

img_c153_sj_r8gt_007_l

img_c132_sj_studio_002_l

img_c153_sj_r8gt_001_l

img_c153_sj_r8gt_005_l

rating

Вы не можете оценивать записи, которым больше 7 дней

45 комментариев

Whisperer Whisperer
Краснодар, Россия
14:25, 10 марта 2011

Отличная статья! Спасибо!

abrek abrek
Москва
14:58, 10 марта 2011

Спасибо. Очень интересно.

Slavon-Z Slavon-Z
Москва, Россия
15:24, 10 марта 2011

“мой стиль можно назвать графичным и ясным.” - сказал и сразу все мои устремления в одно предложение уместил.

masya masya
Australia
15:26, 10 марта 2011

спасибо!!! Познавательно

x_romeo x_romeo
Тюмень
15:49, 10 марта 2011

Вот мой кумир! Спасибо!

KATALYST KATALYST
Ташкент, Узбекистан
15:50, 10 марта 2011

Карточки убойные!)

aSPeeD aSPeeD
Ст.О.
16:15, 10 марта 2011

очень впечатляет, карточки супер, только вторую с ревентоном на мосту все-таки не понял совсем… статья прекрасная, спасибо…

Sharov7 Sharov7
Россия, Краснодар
18:50, 10 марта 2011

Я тоже что не совсем ее понял

to_spb to_spb
Россия, Санкт-Петербург, ЮЗ
17:19, 10 марта 2011

отличная статья, спасибо.

FBR FBR
Рига,Латвия
17:23, 10 марта 2011

С удовольствием почитал,спасибо!

madw madw
Санкт-Петербург
17:29, 10 марта 2011

А чего про дерево не спросили? :)
Там вроде много споров было, что дерево перед Ревентоном мешает :)))
Имхо, с Ревентоном очень сильная съемка, а придраться всегда можно найти к чему.

Sharov7 Sharov7
Россия, Краснодар
18:51, 10 марта 2011

На какой из фото?

madw madw
Санкт-Петербург
22:42, 10 марта 2011
Stan1ey Stan1ey
Москва, Россия
18:24, 10 марта 2011

Отличное интервью и фотографии. Спасибо!

kolek kolek
Ачинск, Красноярский край.
18:33, 10 марта 2011

Спасибо за интервью. Снимки конечно заставляют стремиться к лучшему.

Zeon Zeon
город не указан
18:57, 10 марта 2011

Отличная статья и отличные фото

Sharov7 Sharov7
Россия, Краснодар
18:58, 10 марта 2011

Еще не ясна чуть фото с участием R8, где она полностью размыта!

Sharov7 Sharov7
Россия, Краснодар
18:59, 10 марта 2011

Не ясна СУТЬ фото

alby alby
Екатеринбург
19:20, 10 марта 2011

Я думаю это просто автор так хотел оригинально показать, что автомобиль не стоит на месте, а едет - не всегда же скорость проводкой и ригами показывать на фото))
На самом деле, думаю, что это фото просто его авторский, личный взгляд на объект съемки. Например, вот это его фото тоже мякго говоря спорно с точки зрения правильности и техничности съемки: http://steffenjahn.com/publish/extdoc/generated/img_c126_SJ_AudiR8_003_l.jpg
однако оно помещено в портфолио.

suvorov suvorov
Питер
00:58, 11 марта 2011

фотография передает настроение, экшн, это одна из серии

Sharov7 Sharov7
Россия, Краснодар
19:57, 15 марта 2011

Цитата (alby):
Я думаю это просто автор так хотел оригинально показать, что автомобиль не стоит на месте, а едет - не всегда же скорость проводкой и ригами показывать на фото))На самом деле, думаю, что это фото просто его авторский, личный взгляд на объект съемки. Например, вот это его фото тоже мякго говоря спорно с точки зрения правильности и техничности съемки: http://steffenjahn.com/publish/extdoc/generated/img_c126_SJ_AudiR8_003_l.jpgоднако оно помещено в портфолио.

Ну это прикольно снято, с выдержкой, если не ощибаюсь, что то в этом есть….но та ауди….

alby alby
Екатеринбург
20:11, 15 марта 2011

значит по мнению автора снимка в ней тоже что-то есть - ну и на мой взгляд тоже, иначе бы я ее в данную статью не поместил))

Roman Roman
Роисся
19:33, 10 марта 2011

Обалденные фото. Спасибо за статью!

Roman Roman
Роисся
19:34, 10 марта 2011

ЗЫ. поправьте ссылку на сайт фотографа, l лишнее.

Roman Roman
Роисся
20:16, 10 марта 2011

Зашел посмотреть, что такое Linhof… эмм… не знаю, что и сказать…

alby alby
Екатеринбург
20:58, 10 марта 2011

я тоже удивился)

Alex_skripnik Alex_skripnik
Калининград, Россия
20:40, 10 марта 2011

Снимали с Сант Агато, место нашли в Гугле…
Но ведь Ламбачевских там собирают!!

alby alby
Екатеринбург
20:57, 10 марта 2011

ответил ниже)

alby alby
Екатеринбург
20:57, 10 марта 2011

Не знаю, может именно уже в Сант агате с помощью гугла искали конкретные точки, чего-то уточняли))

Alex_skripnik Alex_skripnik
Калининград, Россия
04:32, 12 марта 2011

Да это ж деревушка, а не мегаполис, три дороги, перекресток)))

x_romeo x_romeo
Тюмень
21:27, 10 марта 2011

я думаю, что пора отходить от стандарта “правильности” карточки. Если фото “вставляет”, то оно уже достойно появления на публике!)

ilya ilya
Russia, Ростов-На-Дону
23:41, 10 марта 2011

Вот это ты правильно сказал !

Nikita Nikita
Москва, Россия
21:33, 10 марта 2011

Динамичные фотографии с ретро болидами дико зацепили! :) Просто нереально крутые фотки! Так хорошо передают гоночное настроение тех времен!!

Carlsson Carlsson
город не указан
21:36, 10 марта 2011

Обработка очень крутая.

s4estliw4ik
Казахстан, Кокшетау
21:49, 10 марта 2011

познавательно, и фотографии у него просто загляденье…

Adisson Adisson
Москва, Россия
22:16, 10 марта 2011

мужик)

suvorov suvorov
Питер
00:59, 11 марта 2011

фотографии с настроением

G.A.I. G.A.I.
Калининград, Россия
03:27, 11 марта 2011

это очень круто!
Видел в разных местах отрывки из его серий, отдельные снимки, н знал что это всё рабюоты ождноо человека, он отлинчый фотограф! огромное спасибо за статью, прочёл с огромнейшим удовольствием!

corollas corollas
Новокузнецк
06:08, 11 марта 2011

интересно почитать было)))))

San-nsk
Новосибирск, Россия
08:53, 11 марта 2011

Классная статья, мастер своего дела!

Awadon37 Awadon37
СПб, Вологда, Череповец
20:57, 11 марта 2011

Отличная статья, очень интересно и фото крутые!)

citalex citalex
Moscow
12:52, 12 марта 2011

Про недостаточность навыков улыбнуло=)

Naughty Bear Naughty Bear
город не указан
14:39, 13 марта 2011

интересно почитать и посмотреть было
вот только вопрос про технику кмк не полностью раскрыт, хотелось бы знать какие тушки, стекла, свет использует

alby alby
Екатеринбург
21:46, 14 марта 2011

Да, он чего-то подробно на эту тему распространятся не стал, но знаю что вроде из тушек у него кроме упомянутых среднеформатых камер, у него есть Никон D3s. Ну а стекло с его уровнем съемок, думаю топовое использует. Да и так ли это нам важно))

nvm
Тюмень
08:31, 13 апреля 2011

фотки ретро вообще супер. Не знаю чем он в деталях отличается от других коммерческих фотографов, но все фото понравились (а мне нравятся далеко не все) и это главное.

Вы не можете комментировать записи, которым больше 45 дней

 

ДРУЗЬЯ И ПАРТНЕРЫ

Новые комментарии

Профайл недели

  • гуру L4
  • Ленар Гималетдинов
  • Казань, Россия
  • 33 года

Фотоаппарат: Nikon D600, Sony A6300

Обработка: Photoshop CS6

Стаж: любительский 3 года, профессиональный 2 года

:: прочитать интервью

:: посмотреть все профайлы

Авторы лучших фото 2017
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
...
...
:: лучшее за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 год

Рейтинг Fotostation

Топ 10 фотографов сайта

1

гуру ilyadav1

11822

2

гуру Stan1ey

11518

3

гуру Krestov_S

7024

4

гуру Yakodzun

6325

5

гуру masya

5915

6

гуру avtofoto

5637

7

гуру Adisson

5633

8

гуру 6ec

5384

9

гуру poloz

5064

10

гуру ULAN

4576

Рейтинг PIMP MY PIC

Топ 10 конкурса
17
14
7
13
8
4
8
5
4
8
3
0

5

мастер FBR

7
4
1
6
10
6

7

мастер ser

6
4
7
6
3
0
5
6
13

10

профи kai

5
3
2

Архив постов

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930